Сосальная журналистика

Вот тут некий хрен – как сказано в биографической справке, “журналист, теоретик по общим вопросам” – пишет про то, что “блоггеры способны заменить журналистов, но блогосфера не может заменить СМИ”.

Основные постулаты: репортеры и расследователи блоггерам уже проиграли, но блогосфера не обеспечивает “охвата”, то есть, полной информационной картины дня.

М-да. Возможно, я живу в каком-то другом мире, но среди моих родных, друзей и знакомых нет никого, кто интересовался бы “полной информационной картиной” – каждому важно что-то свое.

К тому же, четкую границу между СМИ и блогосферой я бы чертить не стал – они давно взаимопроникают друг в друга. Да и вообще влияют друг на друга, взаимно обогащаясь говном самыми нежелательными качествами.

Сосальная журналистика 1

Но в чем же “теоретик по общим вопросам” видит преимущества “социальной журналистики” перед традиционной? Блогерские отчеты с места событий? Ну да, ну да. Сняли на телефон и выложили на YouTube десятиминутный ролик с полезной информацией на 15 секунд – как в случае с этой секс-блогершей в прозрачном белье. Не знаю как вы, а я такое смотреть не согласен – пусть это сначала обработает профессионал и преподнесет в удобочитаемой и удобосмотрибельной форме.

Как вы сказали? Твиттер-репортажи из какой-нибудь очередной зоны бедствия? Да бросьте. Я пробовал выцеплять информацию в экстренных случаях – и это чаще всего напоминает поиск золотого кольца в выгребной яме, тем более, что за достоверность сообщений, как нетрудно догадаться, никто не отвечает.

Или “расследовательская журналистика”, место которой у нас заняли Навальный, 67-й Пилигрим и им подобные “влиятельные” господа… Ну вот эти ребята нарасследовали. И что изменилось? Народу в телевизоре если вдруг такое и покажут, то только в рубрике “маргиналы из Интернета шутят, санитары уже выехали”.

На эту тему у Семиурга было хорошее:

По данным ВЦИОМ, самым популярным членом правительства в России является Сергей Шойгу — его популярность составила 74%. Это маленькая иллюстрация к якобы существующему “влиянию блогосферы”, в которой министр МЧС после летних пожаров стал главным символом беспомощности, некомпетентности и коррупции.

Что бы мы тут не писали, а народ смотрит телевизор и любит Шойгу. И это абсолютное, подавляющее большинство населения. Вот, к примеру, если бы у нас таки была столь чаемая многими демократия, президентом стал бы, наверное, Шойгу. Правда, хорошо?

А самый мощный за последнее время по своей разоблачительности материал Навального про “Транснефть” закончился тем, что “проверка Счетной палаты расходования средств при строительстве госкомпанией “Транснефть” нефтепровода „Восточная Сибирь – Тихий океан“ (ВСТО) не выявила хищений”. Ну что, коллеги — “влиятельные” блоггеры-журналисты-крикуны? Повлияли?

Обтекайте.

Ну и в целом я давно разочаровался в “социальной журналистике”, даже когда речь идет о каких-то технических новостях.

Чтобы далеко не ходить за примерами – на том же “Хабрахабре” публикуется масса новостей, причем, пишут их как бы люди с некоторой технической подготовкой. И что? А ничего. При ближайшем рассмотрении “новость” нередко оказывается месячной давности, либо плохим переводом, либо в ней опущены какие-то существенные подробности. Другой любимый прием – полениться разобраться в чем-то и “замылить” этот момент невнятными общими словами. Даже топик-ссылку порой из лени ставят на первую попавшуюся копипасту, а не на публикацию-первоисточник.

Хотя вышеперечисленным, бывает, грешат и традиционные СМИ, но на “Хабре” к невысокому качеству материала понуждает сам формат коллективного блога: ибо пока ты проверяешь “фактуру” и терминологию – кто-то другой уже выложит то же самое и получит заветный плюсик в карму.

Добавьте ко всему этому практически полное отсутствие ответственности за изложенное – и станет ясно, что такое эта ваша “социальная журналистика”. Традиционные СМИ мы все любим уличать, но если взяться за уличение блогеров – это ведь жизни человеческой не хватит… Так что пойду я поработаю. И вам того же желаю.