Сходили на “Аватар”. Первое впечатление – охренеть. Охренеть сколько народу пришло!
Я ходил в аймаксовый зал “Киностара” не один раз, но чтобы на утреннем сеансе в понедельник было СТОЛЬКО народу – это просто невероятно. Больше 10-20 человек на этом сеансе я там никогда не видел. Уж не знаю, заслуга ли в этом Кэмерона или новогодних отпусков, отгулов и каникул. Или люди в самом деле распробовали, что такое IMAX?!
Идя, я, разумеется, не мог предположить, что там будет твориться. Неладное заподозрил, когда увидел у входа перед открытием настоящую ТОЛПУ в состоянии полной боеготовности.
Обычно я существо тихое и мирное, но тут что-то меня подтолкнуло, я ускорился и… в момент открытия умудрился прорваться через пожарный выход, пока большинство пришедших кувыркалось во вращающейся двери.
Потом (сам себе удивляюсь) нырнул под ограждение перед кассами (знаете, такие специальные направляющие для очереди, из лент на стойках). Забавно, что туда же поднырнули какие-то молодые люди, но их охрана вытолкала взашей, а мне даже замечания не сделали. То ли из уважения к сединам, то ли просто я такой страшный.
Билет я покупал четвертым или пятым. И мне предложили выбор… из 10 оставшихся в зале свободных мест. Из которых 8 были по краям в первом ряду, то есть, вообще никакие. В общем, мне сильно повезло, что в единственном более-менее приличном месте оставалось как раз два места.
Все остальные места были забронированы заранее – что довольно странно, поскольку мне говорили, что бронирование открывается в 8 вечера предыдущего дня.
Теперь о фильме.
Сценарий не отличается ни глубиной, ни краткостью. Впрочем, ни то, ни другое от Кэмерона не ожидалось – сами понимаете. Правда, по-моему, на этот раз некоторая схематичность и упрощения были умышленными. Например, назвать минерал “Анобтейниум” и использовать воз и маленькую тележку традиционных штампов дешевой фантастики вряд ли можно случайно или по ошибке.
Кроме того, уже к середине я предугадал развязку, а весь ход развития сюжета стал ясен еще раньше.
Преимущества технологии IMAX 3D не были использованы на всю катушку. Достаточно сравнить с теми же 3D-полетами и прочими головокружительными (головокружительными – в самом буквальном смысле) аттракционами из фильма Земекиса “Рождественская история”. Технология это позволяет, но это использвано не было – как мне, опять же, кажется – умышленно. Например, нас как зрителей могли бы не раз прокатить на птеродактиле, когда он падал камнем вниз – но в большинстве подобных случаев камера тут же переключалась на “вид ну очень со стороны”. Проще сказать, если Земекис выдавал нам аттракцион за аттракционом, то Кэмерон выдавал ЭТО крошечными порциями на доли секунды.
Еще раз, мне кажется, что это было сделано специально – для придания большей кинематографичности и чтобы не очень сильно вовлекать зрителя, оставлять немного в стороне. Мне это больше напомнило не аттракцион, как в случае с “Рождественской историей”, а взгляд в детский стереоскоп, что, впрочем, по-своему затягивающе.
Я написал, что не были использованы все преимущества IMAX 3D, но факт в том, что были задействованы преимущества технологии просто IMAX, то есть, был грамотно использован нетрадиционно большой экран с нетрадиционными пропорциями (занимающий все поле зрения, как по горизонтали, так и по вертикали) и более высокое, по сравнению с обычным кинотеатром, разрешение.
“Плоский” сценарий и строго дозированная эксплуатация 3D-эффектов в сочетании с большой картинкой и высоким разрешением работало вот на что. На потрясающией красоты видеоряд. Местами даже завораживающий. В этом большой плюс фильма, и именно красивые картинки привлекают зрителей. Людям в наше время не хватает настоящей красоты, и тут Кэмерон не пожадничал.